- Каноны поместных соборов
- это постановления собрания епископов какой-нибудь митрополии, которые обыкновенно составлял. два раза в год для обсуждения и решения админ. и судебн. текущих дел, которые стоят выше полномочий отдельного епископа. Но бывали также случаи собрания епископов нескольких митрополий. По праву, решения поместных соборов были обязательны для местности, епископами которой были постановлены, но фактически, ввиду однообразного устройства церквей, поставления одной принимались и другими. Из поместных соборов, которых правила приняты как общеобязательные, известны 10: 1) Анкирский в 314 г. (25 правил), решающий вопросы об отречении многих христиан во время гонений Максимиана и их обратном принятии и запрещающий (13 прав.) назначать пресвитеров и диаконов хорепископом. 2) Неокесарийский в 315 г. 15 правил. Из них 1-е запрещает жениться после посвящения пресвитеру и диакону, 9-е запрещает совершать богослужение согрешившему телом пресвитеру, 8-е запрещает быть священником имеющему жену, согрешившую в прелюбодеянии, 7-е запрещает участвовать пресвитеру в брачном пире второбрачного, 2-е грозит отлучением овдовевшей жене выйти за брата мужа первого. 3) Гангрский около 340 г. с 21 прав., решал вопрос об ереси Евстафия. 4) Антиохийский в 341 г., издавший 25 правил церк. управления, а 11 и 12-е его пр. определяют отношение епископов к царю. 6) Лаодикийский в конце IV в. изд. 60 правил. 57-е правило не поставлять епископа в малых городах, а только периодевтов, 13-е говорит, что народ не может никого избирать на священ. должности, 52-е не разрешает браков и празднования дня рождения в св. Четыредесятницу. 10 и 31-е не разрешают браков с еретиками. 6) Сардикийский в 344 г., издавший 20 правил, которые определяют отношения епископов к царю и инстанции церковного суда, причем как бы устанавливают 2 инст. суда над епископом: местной собор епископов и римский епископ, который или поручает разбирательство дела и суд собору епископов провинции (соседней осуждаемого), или посылает своих доверенных пресвитеров, 6-е запрещает назначать епископа в малый город, где довольно пресвитера, 11-е запрещает епископу оставлять свою паству больше, чем на 3 недели, 10-е говорит о назначении в епископа не раньше, чем назначаемый не будет чтецом, диаконом и пресвитером. 7) Карфагенский собор 419 г., собравший постановления целого ряда Карфагенских соборов, начавшихся с 393 г. и продолжавшихся до 420 г. (последний был 419), числом 12, куда нужно еще прибавить соборы 345, 348 и 349 гг., что составит всего пятнадцать соборов. Важнейшие постановления этих соборов следующие: а) Постановления о повременных соборах которые могут быть или из епископов известной провинции во главе с примасом, или собор епископов всех провинций Африки во главе с епископом ее столицы Карфагена, причем как первые, так и вторые собираются ежегодно, причем, чтобы не утруждать епископов, каждая провинция выбирала по несколько представителей на общий собор и такой собор из представителей и решал дела всей африканской церкви; но в 407 г. были отменены эти ежегодн. общие соборы с тем, чтобы возникающее вопросы решать каждой митрополии отдельно своим собором и только по призванию карфагенского епископа, для решения важных вопросов, касающихся всей африканской церкви, собираться на общий соб., в каков. вмешательство папы не признавалось и собор считался последней инстанцией суда и управления в этих делах. б) Что диакон подлежит суду местного епископа и 3 соседних, выбранных самим обвиняемым, а священник 6 выбр. и местн. епископ. в) В брачной жизни диаконов и священников требовалось от них воздержание от жен. г) Было такое постановление относительно имущества клириков: если они купят какие-нибудь угодия, "то да почитаются похитителями стяжаний Господних", если, конечно, не отдадут его церкви; но полученные имущества по наследству или др. образом находятся в их полном распоряжении. д) В них указаны те лица, которые не могут быть обвинителями и свидетелями против лиц духовных. е) Клирику запрещается предпочитать светский суд духовному. ж) Духовенству считать своею обязанностью защищать перед богатыми бедных, и перед сильными слабых. з) Когда клирик желал видеть по своим делам царя, то требовалось, чтобы он получил особую грамоту и таковую имел от римского епископа. и) Запрещалось продавать церковные имущества. 8) Константинопольский собор в 394 г. постановивший, что судить епископа нельзя двоим, троим еп., а требуется решение епископов всей митрополии. 9) Константинопольский, в 861 г. состоявшийся и составивший 17 правил; 1-е запрещает лицу называться владельцем монастыря и им распоряжаться, если оно пожертвовало на его постройку, 6-е говорит, что монахи не могут, не должны иметь своего имущества, и то, чем они владеют, все переходит к монастырю, 9-е указывает, каково должно быть отношение пастыря к пасомым-грешникам: избегать для их вразумления телесного наказания, а в 10-м определяется святотатство, как "присвоение себе всего посвященного Богу и богослужению". 10) Константинопольский в 879 г. издавший 3 правила, из коих 1-е гласит, что отлученные Константинопольским патриархом должны таковыми считаться и у епископа римского, который не может вводить для своей кафедры какого-нибудь преимущества.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.